Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гродненского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Сопоцкинская средняя школа"
Безопасный интернет: профилактика административных правонарушений, совершаемых в глобальной сети
В связи с развитием новых технологий в области виртуального пространства, в том числе с распространением сети Интернет, возникла проблема, связанная с доступом несовершеннолетних к информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике.
Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно знать, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность в сети Интернет на 90% зависит от вас, что каждый компьютер, ноутбук имеет персональный IP-адрес, поэтому всегда очень легко установить адрес и данные пользователя.
Как защитить себя от негативной информации?
Отсутствие контроля со стороны родителей за использованием сети Интернет - одна из причин доступности негативной информации несовершеннолетним.Следует понимать, что, подключаясь к сети Интернет, Вы можете встретиться с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозреваете.
Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего:
Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой человек, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, страницы, подталкивающие молодежь к противоправным действиям и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие информацию, которая не способствует нравственному воспитанию молодёжи.
Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть «плохие люди», которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.
Следует знать, что нужно критически относиться к полученным из сети Интернет материалам, ведь опубликовать информацию может абсолютно любой человек. Знайте, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт, и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научитесь проверять все то, что вы видите в сети Интернет.
Часто бывает такое, что подростки выясняют отношения в сети, при этом употребляя оскорбительные слова и нецензурную брань в адрес друг друга. За такие деяния согласно ст. 9.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривается наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
И снова ответ утвердительный.
Компьютерная зависимость. Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста. Хоть заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но оно распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.
Несколько правил, которые помогут сохранить деньги на карточке в целости и сохранности.
- Получив просьбу дать в долг, положить деньги на телефон, заплатить за Интернет... перезвоните и уточните, действительно ли знакомый нуждается в деньгах. Если у вас нет его номера, подумайте, стал бы этот человек просить у вас денег?
- При получении sms - просьб, в том числе в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Viber, WhatsApp, Telegram и др.) от родственников или «друга», о переводе денежных средств, о передаче реквизитов банковской карты, либо логина и пароля для входа в кабинет Интернет-банкинга, мобильного банкинга, либо иной просьбы, связанной с денежными средствами, в первую очередь, успокойтесь и попробуйте связаться с этим человеком по имеющемуся у вас номеру. Если не отвечает - подождите немного или позвоните знакомым этого человека.
- В банкомате, да и любым другим способом, вы можете перевести деньги только со своей карты на чужую. Перевод наоборот, с чужой карты или счета - на вашу карту, невозможен. Если вас убеждают в обратном - это ложь.
- Помните, что операции по карте, платежи и переводы в Интернет-банке, мобильном банке НЕЛЬЗЯ отменить. Тем более, не существует никаких кодов для отмены операции или кодов «подтверждения отмены».
- Ни в коем случае не сообщайте третьим лицам, даже если они представляются сотрудниками банка или другой финансовой организации, персональные данные или информацию о банковской карте (ПИН, CVV - код, срок действия, код 3D - Secure).
- Если ваша банковская карта поддерживает код 3D - Secure, обязательно установите его.
- Подключите услугу sms-информирования (оповещения). С помощью этой услуги вы получаете возможность узнать о несанкционированных операциях с вашей картой, поскольку все данные о расходах фиксируются в режиме реального времени, что позволяет повысить безопасность при использовании карты.
- В случае утери банковской пластиковой карты, лучше немедленно произвести ее блокировку. Если реквизиты банковской карты стали известны другим лицам, велика вероятность хищения денежных средств, находящихся на счете.
- Переводите деньги за товары только проверенным магазинам, либо физическим лицам и только после того, как вы убедитесь в наличии товара.
Как защитить страницу в социальной сети «Вконтакте»?
1. Используйте сложный пароль. Хороший пароль состоит минимум из 8 символов и сочетает в себе и буквы, и цифры. Используйте разные пароли для страницы Вконтакте, почтового ящика и остальных сайтов. Секреты хорошего пароля:
- избегайте слов из словарей, повторяющихся и идущих подряд на клавиатуре символов (iloveyou, 44444, олджэ).
- не используйте общеизвестные данные: даты рождения, фамилии, номера машин, документов и их комбинации.
- буквы в пароле не должны идти в алфавитном порядке. Пароль sdjyriekaoza лучше, чем acfknoswz.
- пароль обязательно должен содержать цифры, а также большие и маленькие буквы. Пароль jaTp0rThs лучше пароля jatportgs.
2. Следите, чтобы страница была привязана к актуальному номеру телефона и почтовому ящику. Никогда и никому не сообщайте коды, которые Вы получили от нас по SMS/
3. Периодически проверяйте историю активности страницы. Найти её можно по адресу: https://vk/com/settings?act=security. В разделе «Безопасность» нажмите на «Показать историю активности», если заметите там что-то подозрительное (незнакомый IP, браузер, время захода) - немедленно нажимайте на «Завершить все сеансы» и меняйте пароли.
4. Не устанавливайте программы, расширяющие функционал сайта. Например, для скачивания музыки или для изменения внешнего вида страниц Вконтакте. Зачастую мошенники распространяют через них вирусы, с помощью которых потом взламывают Вашу страницу. Также не используйте мошеннические сервисы для «накрутки» чего бы то ни было у нас на сайте.
5. Не переходите по сомнительным ссылкам и нигде не вводите данные для входа на свою страницу. «Гости страницы», «Бесплатные голоса», «Просмотр скрытой информации» - все подобные сайты создают злоумышленники, желая или списать деньги с Вашего счёта, или получить доступ к Вашей странице. Будьте бдительны.
6. Обязательно обзаведитесь антивирусом и регулярно проверяйте свой компьютер. Если пока полноценного антивируса у Вас нет, в качестве временного решения вы можете запустить антивирусный Cezurity. Подробнее прочитать о нем можно здесь. Если Вы пользуетесь устройством на Android. рекомендуем проверить его этим антивирусом: https://vk/cc/4ctXJ3.
В качестве закрепления усвоенного материала предлагаем Вам пройти небольшой тест: https://vk/com/test
Если Вы будете следовать этим простым правилам с Вашей страницей всё будет в порядке.
Двухфакторная аутентификация страницы «Вконтакте»
Подключение дополнительного способа проверки.
Активировать функцию можно в меню «Настройки» на вкладке «Безопасность». В группе настроек «Подтверждение входа» следует нажать кнопку «Подключить».
Подтверждение входа добавляет новый уровень проверки при авторизации на сайте. Чтобы попасть на страницу, становится недостаточно указать верные логин и пароль, необходимо также ввести специальный код подтверждения.
Вы можете получить код подтверждения с помощью бесплатного SMS на привязанный к Вашей странице мобильный номер либо настроить и использовать специальное приложение для смартфона. Также рекомендуется распечатать список резервных кодов, чтобы можно было воспользоваться ими, если с мобильным телефоном что-то произойдёт.
Код подтверждения действует только один раз, поэтому даже если Ваш логин, пароль и использованный код подсмотрят или перехватят, с их помощью всё равно не получится зайти на страницу.
Проверка неутомительна: при авторизации Вы можете запомнить данный браузер, после этого для входа с него будет достаточно ввести логин и пароль, код больше не потребуется.
В любой момент Вы сможете снять подтверждение на всех устройствах либо только на текущем. Тогда при следующей попытке авторизоваться система запросит код подтверждения повторно. Если кто-то попытается зайти на Вашу страницу, Вы получаете всплывающее оповещение об этом.
Подтверждение входа защити Вас также и от возможного увода страницы в случае кражи SIM-карты. Если дополнительное подтверждение подключено, то вместо быстрого восстановления пароля, по SMS будет применяться восстановление пароля на e-mail. Таким образом, чтобы получить доступ к странице, взломщику нужно будет одновременно украсть Вашу SIM-карту, а также узнать логин и пароль от личной страницы либо от почтового ящика. Сделать эти вещи одновременно практически невозможно.
Если Вы сами забудете пароли от страницы и почты или потеряете мобильный телефон и резервные коды, единственной возможностью вернуть доступ к странице станет форма восстановления доступа. Поэтому лучше всего оформить Вашу страницу в соответствии с правилами сайта: указать на ней свои истинные имя и фамилию и загрузить настоящие фотографии в качестве главных. В противном случае администрация сайта не сможет вернуть её Вам, чтобы обеспечить запрошенный уровень безопасности.
Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г., № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» с изменениями и дополнениями перейти
Указ Президента Республика Беларусь, 1 февраля 2010 г., № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» с изменениями и дополнениями перейти
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г., № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций» изменениями и дополнениями перейти
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2017 года №797 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций» перейти
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г., № 59 Санитарные нормы и правила «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», Гигиенического норматива «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» перейти
Цель: создать информационное образовательное пространство для повышения профессионального мастерства педагогов, посредством изменения содержания, методов и организационных форм учебной деятельности на основе использования информационных технологий.
Задачи:
1. Обеспечение эффективной информационно-методической поддержки педагогов в вопросах информатизации образования.
2. Повышение эффективности использования имеющихся в учреждении образования информационных ресурсов.
3. Создание условий для развития и реализации способностей высокомотивированных и одаренных детей возможностями ИКТ.
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
Срок исполнения |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
|||
1. |
Организация профилактических осмотров, текущего ремонта компьютерной техники, локальной сети |
администрация |
в течение года |
2. |
Модернизация компьютерной техники в кабинетах |
администрация |
по мере поступления |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
|||
1. |
Составление плана мероприятий по информатизации на текущий учебный год |
Кодик Т. И. Сушко Н. Е. |
до 01 сентября |
2. |
Проведение инвентаризации компьютерной и иной оргтехники |
Граевский М. В. |
октябрь |
3. |
Организация работы с электронной почтой. Осуществление документооборота с другими школами, управлением образования и другими ведомствами |
Администрация
|
в течение года |
4. |
Составление графика работы компьютерных классов (в урочное и внеурочное время) |
Сушко Н. Е. |
по полугодиям |
5. |
Включение в план предметных недель и декад открытые мероприятия с использованием ИКТ и ЭСО |
Руководители МО |
в течение года |
6. |
Учет использования ЭСО на уроках и внеклассной деятельности |
Руководители МО |
в течение года |
1) Повышение квалификации кадров |
|||
1. |
Организация посещения курсов повышения квалификации по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности |
Администрация |
по мере поступления информации |
2. |
Анкетирование по вопросам пробелов в знаниях в области информационных технологий |
Юткевич Н. А. |
сентябрь |
3. |
Семинар-практикум по использованию информационных технологий в образовании |
творческая группа |
ноябрь |
4. |
Консультации с учителями-предметниками по планированию учебных и факультативных занятий с использованием ИКТ и ЭСО |
Администрация
|
в течение года |
5. |
Консультации, практическая помощь учителям по использованию технических и информационных средств, творческой и самообразовательной работе |
Юткевич Н. А. |
в течение года |
6. |
Проведение открытых уроков и мероприятий в рамках предметных недель с использованием ИКТ |
учителя- предметники |
по плану |
7. |
Организация методической поддержки в поиске учебных и методических материалов в Интернет |
Граевский М. В. |
в течение года |
2) Внутришкольные мероприятия с использованием ИКТ |
|||
1. |
Сопровождение сайта школы |
Сушко Н. Е. |
в течение года |
2. |
Организация методической и технической поддержки учителям, проходящим аттестацию в текущем учебном году |
Администрация |
в течение года |
3. |
Разработка списка Интернет-ресурсов по каждому предмету |
руководители МО учителя- предметники |
в течение года |
6. |
Организация работы по использованию материалов, опубликованных в сети Internet для подготовки уроков учителями школы, написанию докладов и рефератов учащимися школы |
учителя- предметники |
в течение года |
7. |
Расширение поля исследований, проводимых с использованием программ социально-психологической направленности |
социальный педагог |
в течение года |
8. |
Проведение предметных недель и декад с использованием ИКТ |
заместители директора по УР, ВР, руководители МО |
по плану |
9. |
Мультимедийное сопровождение исследовательских проектов в школьной конференции исследовательских работ учащихся |
Учителя- предметники |
Декабрь-март |
3) Региональные мероприятия с использованием ИКТ |
|||
1. |
Организация участия учителей в районных и областных педагогических конкурсах, проектах, семинарах, конференциях с использованием информационных технологий |
зам.директора, руководители МО |
по мере поступления информации |
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ |
|||
1. |
Обеспечение преподавания курса «Информатика» |
учитель информатики |
в течение года |
2. |
Организация участия учащихся 1-11 классов в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах |
учителя-предметники |
в течение года |
3. |
Развитие у учащихся навыков работы на компьютерной техникой |
учитель информатики |
в течение года |
4. |
Поддержка на качественном уровне самоподготовки учащихся, их исследовательскую деятельность с использованием Internet-ресурсов |
учителя-предметники |
в течение года |
5. |
Подготовка учащихся школы к олимпиадам по учебным предметам |
учителя-предметники |
в течение года |
6. |
Организация работы с одаренными учащимися по учебным предметам в условиях пребывания детей в школьных лагерях |
зам. директора, |
каникулярное время |
7. |
Участие в республиканском конкурсе «Инфомышка» |
Юткевич Н. А. |
октябрь |
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАТЕКИ. |
|||
1. |
Пополнение фонда обучающих и контролирующих программ по предметам |
зам. директора |
в течение года |
2. |
Формирование медиатеки, работа с |
Кускова М. И. |
в течение года |
3. |
Пополнение электронной библиотеки цифровыми образовательными ресурсами по всем предметным направлениям |
зам. директора руководители МО учителя-предметники |
в течение года |
4. |
Пополнение банка данных проектных и др. работ учителей и учащихся |
зам. директора, |
в течение года |
5. |
Пополнение и систематизация методической копилки электронных уроков, внеклассных мероприятий |
зам. директора, |
в течение года |
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
Электронные средства обучения (ЭСО), используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога — найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе. Любой из типов уроков может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться нормативными документами.
При проведении занятий в компьютерном классе обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием персональных компьютеров зависит от возраста учащихся, технических данных компьютеров, характера и сложности выполняемой работы.
Длительность работы за компьютером не должна превышать:
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
Факультативные занятия с использованием персональных компьютеров должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.
Перечень электронных средств обучения
Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь (ГИАЦ); в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ, ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» 2006-2009 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.
В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию обо всех средствах обучения, а также ознакомиться с их содержанием.
Наименование ЭСО |
Разработчик, год разработки |
Начальная школа |
|
*Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1 |
РБ / Софт-Перспектива, 2007 |
*Русский язык. Начальная школа. II-IV классы. Речевой этикет |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
*Человек и мир. I-IV классы |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
*Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. IV класс |
РБ / МедиуМ, 2008 |
*Начальная школа. Занятия по интересам. II-IV классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
*Русский язык. Начальная школа. II-III классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха) |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
**Математическое лото |
авт. Савчик В.С. Гимназия № 1 г.Мяделя Минской обл. |
**Изобразительное искусство, I класс |
авт. Сабич В.Н. Гимназия № 22 г.Минска |
**Электронная поддержка учебного пособия «Учись рассуждать» |
авт. Славников В.В., СШ № 2 г.Чаусы Могилевской обл. |
**Набор игр «Игровая площадка» |
авт. Садовский Е.М., Семенова В.Г., Гордей Д.Н., Богданович В.С., СШ № 27 г.Бобруйска Могилевской обл. |
ПМК «Математика. Начальная школа» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
ПМК «Русский язык. Начальная школа» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
ПМК «Начальная школа: развиваем речь» |
РБ / Инфотриумф, 2007 |
ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка» |
РБ / Инфотриумф, 2007 |
ПК «Гуляй і вучыся» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
ПМК «Учимся думать» |
РБ / Инфотриумф, 2003 |
МИККИ |
РБ / Инфотриумф, 1999 |
Музыкальный класс |
РФ / КиМ |
Суперинтеллект |
РФ / Новый диск |
ПМК «Роботландия» |
РФ / Роботландия |
<...> |
|
Иностранные языки |
|
*Английский язык. Начальная школа. Часть 1 |
РБ / Медиум, 2007 |
*ПМК «Подготовка к ЦТ по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» |
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
ПМК «Английская лексика» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
REWARD. Уровень 1 Elementary |
РФ / Новый диск |
REWARD. Уровень 2 Pre-Intermediate |
РФ / Новый диск |
REWARD. Уровень 3 Intermediate |
РФ / Новый диск |
REWARD. Уровень 4 Upper- Intermediate |
РФ / Новый диск |
Профессор Хиггинс. Английский без акцента! |
РФ / ИстраСофт |
Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента! |
РФ / ИстраСофт |
МУЛЬТИЛЕКС классический |
РФ / МедиаЛингва |
Мультилекс 2.0 большой немецкий |
РФ / МедиаЛингва |
<...> |
|
Электронные энциклопедии |
|
Большая энциклопедия КиМ 2009 |
РФ / КиМ |
Детская энциклопедия КиМ 2009 |
РФ / КиМ |
От плуга до лазера |
Лондон / Dorling Kindersley |
Энциклопедия классической музыки |
РФ / Коминфо |
Для воспитательных целей и внеклассной работы |
|
**Видеоэкскурсия на мемориал «Детям — жертвам войны» |
авт. Тарасеня Ж.В., Морозов Д.А., Жлобинский гос. проф. аграрно-технический колледж |
**Годы, опаленные войной. Хроника Великой Победы |
авт. Андреенко Р.Е., Коваленя А.А., Олейник Л.Ф., СШ № 55 г.Минска |
**Киноурок «Память» (Афганистан болит в моей душе) |
авт. Тимофеев В.А., Разнорович Т.Ю., Побегаев П.В., Харланов А.А., Могилевский государственный областной лицей № 1 |
**Школа Светофора |
авт. Хаванова С.Н., Шмыгер О.И., Валюк Е.А., Гимназия № 1 г.Волковыска Гродненской обл. |
**Животный мир: открытия и легенды |
авт. Сидорович И.Я., Малашко Е.Н., Мисюк К.А., СШ № 7 г.Слонима Гродненской обл. |
Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом |
|
Десятибалльный мониторинг |
РБ / Инфотриумф, 2004 |
ПК «Знак» |
РБ / ИНИС-СОФТ, 2004-2008 |
ПараГраф: Учебное заведение XXI |
РБ / ИНИС-СОФТ |