В помощь молодым специалистам

Памятка для молодого учителя

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2.  Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
  3.  Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций,умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7.  Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8.  Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9.  Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу. 

Несколько практических советов педагогам
на пути формирования профессионального мастерства и творчества

  1. Расширяйте свой кругозор. Принимайте активное участие в мероприятиях, где обсуждаются интересующие Вас профессиональные вопросы.
  2. Обменивайтесь своими профессиональными мыслями с коллегами-единомышленниками, говорите о своих идеях, делитесь опытом.
  3. Сохраняйте активность и заинтересованность в делах. Не отказывайтесь от трудных, требующих сосредоточения дел. Но учитесь и своевременно целенаправленно расслабляться.
  4. Научитесь извлекать уроки из своего опыта. Неудачи и негативный опыт являются прекрасным делом, так как дают нам возможность  развиваться. Дело всегда можно начать по-новому.
  5. Развивайте в себе активность и нестандартный подход к решению профессиональных проблем, целенаправленно формируйте в себе креативность. Используйте для этого всевозможные источники, экспериментируйте.
  6. Развивайте свои способности в выдвижении и решении проблем. Исследуйте источники проблем и связывающие их факторы.
  7. Идеи рождаются а делах. Записывайте приходящие в голову альтернативные решения и связанные с ними важные моменты. Иначе они могут забыться.
  8. Развивайте уверенность в себе и заинтересованность в деле. Формируйте личностно-профессиональную самодостаточность. Избегайте всяческих помех при занятии творческой работой, особенно в ее начале.
  9. Старайтесь заниматься творческой работой, когда находитесь в хорошем настроении. Научитесь вознаграждать себя, доверять себе и своему опыту. Заинтересованность в деле и огромное желание решать проблемы являются исключительно важными на начальной стадии творческого процесса.
  10. Шлифуйте авторские идеи до блеска  и учитесь их грамотно подавать.
  11. Учитесь работать в команде. Цените мнение коллег, даже если оно по данному вопросу расходится с Вашей точкой зрения.
  12. Составьте себе программу развития творческих способностей и анализируйте свои действия и результаты: в какой степени я являюсь творческим педагогом? Какие признаки творческого педагога во мне имеются? В каких ситуациях и делах в последнее время я проявил (-а) творческий подход? Какие факторы мне мешают на пути к творчеству? Какими мерами я могу развивать свои творческие способности, что мне для этого надо предпринять?
  13. Любите то, что Вы делаете, и тех, ради кого Вы это делаете.

Рекомендации молодому учителю

  •  Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  • Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  • Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  •  Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  •  Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  •   Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  •  Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления.

Система мер, направленных на предупреждение
неуспеваемости учащихся

Три группы причин школьных неудач

  • Социально-экономические  — материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье.
  • Причины биопсихологического характера  — это наследственные особенности, способности, черты характера.
  • Педагогические причины. Обучение, профессиональные действия учителя — решающий фактор в развитии школьника.
  • Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.
  • Средства преодоления неуспешности

  • Педагогическая профилактика  — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация контроля обучения, тесный контакт и работа с родителями.
  • Педагогическая диагностика  — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
  • Педагогическая терапия  — меры по устранению отставаний в учебе. Это дополнительные занятия, группы выравнивания.
  • Основные пути преодоления неуспеваемости

    1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности..

    2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

    3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе.

    4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

    ВАЖНО:

  • поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению.
  • особые условия опроса для неуспевающих учеников.
  • дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся.
  • дифференциация домашней работы учащихся.
  • организации обучения второгодников.
  • своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.
  • чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению.
  • выявить признаки отставания
  • Дети устают от однообразия.
  • Есть теория, а есть практика, есть знание, а есть умение, есть методические рекомендации к урокам, а есть конкретный опыт их проведения. Понятия связаны, но длина этой связи огромна. У всех учителей общая цель одна, но каждый идет к ней своей дорогой.
  • ​Перед учителем на уроке стоят всего две задачи:
  • Первая - дать небольшой (а точнее, маленький) объем информации,
  • вторая задача - оценить знания детей и их умение размышлять.
  • Первая часть урока уделяется для новой информации, так как во второй половине урока внимание заметно слабеет. Дать надо самое-самое главное, и, конечно, дать кратко.
  • Очень важно, чтобы информация была по возможности интересной, еще лучше - удивительной. Ведь именно с удивления, как считал еще Аристотель, начинается мышление. В школьном обучении это самое главное. Не размышляя, не запомнишь и не поймешь. Усвоение материала очень облегчают неожиданные сравнения и забавные истории. Дети в большинстве ценят юмор и очень быстро устают от однообразия. Тут допустимы даже актерские преувеличения и нарушения научной строгости.
  • Вторую часть урока, на которой оцениваются знания, можно сделать интересной для всех. Для этого нужны поурочные тесты. Такое поголовное тестирование решает целый ряд проблем и является надежным методом контроля и одновременно методом обучения.
  • Во-первых, с урока каждый ученик уходит с оценкой, а некоторые и не с одной. Следовательно, результат труда виден сразу. Это привлекательно для всех, а для детей - особенно.
  • Во-вторых, тестирование интересно, поскольку представляется процессом заманчивым (варианты ответов даны, только выбирай). Устный ответ менее привлекателен, ведь трудно строить фразы и говорить связно.
  • В-третьих, исчезают сомнения и споры по поводу справедливости полученной оценки.
  • В-четвертых, дети, выбирая варианты ответов, волей-неволей рассуждают, думают, а значит, не зря пришли в школу.